среда, 14 сентября 2016 г.

"Как я провела лето" или о маргиналах, традиционном обществе и потребности в общении

  Лето, долгожданное лето! Какое же это желанное время года для старшеклассника! Особый период ничегонеделания после сложного учебного года. Но лето – это еще и путешествия, чтение книг, просмотр фильмов, поиск себя; это все то, что формирует наш личный социальный опыт и, продолжая отвечать на вопрос «Для ЕГЭ или для жизни?», помогает в поиске материала для фактической аргументации при выполнении заданий по обществознанию.
  Лето – это кладезь необычных ситуаций и событий, которые могут быть переведены на обществоведческий язык через призму пройденных нами тем. Итак, начнем!


Картинки по запросу книги tumblr1. Потребность в общении.
Так получилось, что почти месяц я провела практически в гордом одиночестве. Родители работали денно и нощно, все друзья разъехались. Свои каникулы я коротала одна, сидя дома в окружении книг. Безусловно, потребность в познании играет важную роль в человеческой психологии. Однако человек – существо социальное. Поэтом потребность в общении носит более значимый характер.
Я начала замечать, что становлюсь нервной и раздражительной, проверяю электронную почту каждые несколько минут в надежде увидеть хоть небольшое письмо. У меня началась настоящая «ломка», которая переросла в депрессию.  Отсутствие общения резко сократило количество эмоциональной поддержки, которую я привыкла получать.  Обострилось ощущение собственной ненужности, появилось чувство тревоги за свою дальнейшую жизнь. Едва мои друзья вернулись в город, ощущение плавно стало сходить на нет.

Итог: потребность в общении – это абсолютно естественное желание нашего подсознания, потому что, удовлетворяя его, мы удовлетворяем другие социальные потребности (например, желание получить поддержку). Кроме того, участвуя в общении, мы чувствует свою принадлежность к группе, к обществу. Как говорил древнегреческий философ Аристотель: «Человек по своей природе есть общественное животное».


Картинки по запросу алтайские деревни
2. Традиционное общество.
После месяца застоя я отправилась в путешествие по горам Алтая. Больше всего мне запомнилась поездка на Чемальскую ГЭС – огромное сооружение, которые очень похоже на обыкновенную туристическую достопримечательность. Однако поразила меня не сама гидроэлектростанция, а ее окрестности, точнее небольшие деревни, разбросанные по всей округе. Местные жители, казалось, и не знали о существовании по близости такого большого объекта. Они жили в свое собственном мире. Более того, если проанализировать их общественный уклад с помощью темы «Типология обществ», то можно обнаружить несколько признаков, характерных для традиционного общества. Во-первых, это преобладание натурального хозяйства. Основным источником дохода для местных жителей является разведение домашнего скота, маралов и пчел. Особенной популярностью пользуются домашние пасеки, мед с которых продает в близлежащих городах. Во-вторых, роль религии в жизни общества. Чтобы пересчитать все церкви и монастыри, находящиеся в округе, не хватит пальцев на руках. Этому способствует наличие целебных источников, которые пользуются славой «чудодейственной воды», предания о которых передаются из поколение в поколение, что, кстати, является третьим признаком традиционного общества – преобладает устная передача информации. Большинство книг об этих местах написаны столичными учеными, а не местными жителями. В-четвертых, включенность всех в коллектив. Большинство земледельческих работ проводится совместно с другими членами общества.

Итог: несмотря на то, что в укладе жизни алтайских народов можно обнаружить не все критерии традиционного общества, именно к этому типу общества относятся общины местных жителей.

3. Маргиналы
Несмотря на традиционный образ жизни алтайцев, от цивилизации мы отказаться не смогли, поэтому и остановились в небольшом городке с населением 30 тысяч человек. Город довольно старый, но толчок к развитию получил совсем недавно. Проезжая с обзорной экскурсией по городу, я увидела множество пятиэтажных домов, несколько многоэтажек и местный «небоскреб» в 15 этажей, в котором почти никто не живет. Когда мы спросили, в чем причина отсутствия жильцов и почему не строятся другие высотные дома, гид ответил нам, что городу это не нужно. Но разве это не делает город более благоустроенным? Как оказалось, местные жители действительно не нуждались в подобных постройках. Анализируя эту ситуацию, я пришла к выводу, что столкнулась с такой категорией людей, как маргиналы, а, точнее, этномаргиналы. Это люди, мигрирующие в чужую этническую среду и занимающие в ней промежуточное положение. Оказалось, что многие переселенцы живут в небольших домиках и ведут домашнее хозяйство . Некоторые поселились по соседству друг с другом, иные открыли коллективные фермы и зарабатывают на жизнь продажей собственной продукции. Самое удивительное, что все это происходит в самом центре города. 

Итог: переселенцы из алтайских деревень не в состоянии отказаться от своего прежнего образа жизни, переехав в город. Они до сих пор живут общинами и жизнь их завязана на коллективном хозяйстве.



1 комментарий:

  1. Александра, с интересом прочитала Вашу работу. С точки зрения обществознания, обработки и представления информации - всё отлично.

    Но будьте внимательнее к своей речи: есть ошибки (опечатки?), временами есть переход с научного на обыденный стиль изложения.

    ОтветитьУдалить