Мифологическое сознание древнего человека
- Слово "миф" происходит от греч. mythos - сказание, предание. Однако, миф не является сказкой. Во-первых, рассказчик искренне верил в правдивость мифа. Во-вторых, в сказках герой сражался и защищал исключительно себя и своих близких. В мифах же герой выступал защитником всего человечества, готовым отдать жизнь за его благополучие.
- Мифологические сознание проявляет себя как восприятие окружающего мира без разделения его на внешнее и сущее, на реальность и видимость. Все, что влияло на разум и чувства человек, было реальным.
- Мифы создавали люди, основываясь на своем личном опыте.
Древнеиндийская философия
- Первым религиозно-философским источником выступала ведическая литература ("веда" - знание). В них мир представлял собой противоборства Хаоса и Космоса, а боги олицетворяли природные силы.
- Позднее появилась другая группа текстов - Упанишады. В этих текстах впервые было упомянуты идеи о реинкарнации и о карме.
V в. до н. э. - появление буддизма (религией без Бога). Основателем стал Сиддхартха Гаутама, который проповедовал преодоление желаний ради познания самого себя.
Древнекитайская философия
- Даосизм - направление древнекитайской философии, крупнейшим представителем которого был Лао-Цзы. Сторонники даосизма считали, что человек занимает срединное положение в мире и должен стремиться преодолеть расколотость мира на темное начало ("инь") и светлое начало ("ян").
- Конфуцианство - направление древнекитайской философии,
основоположником которого стал Конфуций. Это учение было тесно связано с
земными проблемами.
- Даосизм - направление древнекитайской философии, крупнейшим представителем которого был Лао-Цзы. Сторонники даосизма считали, что человек занимает срединное положение в мире и должен стремиться преодолеть расколотость мира на темное начало ("инь") и светлое начало ("ян").
- Конфуцианство - направление древнекитайской философии, основоположником которого стал Конфуций. Это учение было тесно связано с земными проблемами.
Прикольная связка:
ОтветитьУдалить- Миф создавался на основе личного опыта
- В мифах же герой выступал защитником всего человечества
Означает ли это что "древний человек = защитник человечества"?
Существуют ли мифы в современности? Т.е. если я сегодня создам нечто, то можно ли считать это мифом? (к вопросу о терминах)
В мифах герой не являлся человеком. Он обладал каким-то сверхъестественным для обычного смертного умением. Часто в виде героев выступали полубоги.
УдалитьБезусловно, в современном мире мифы существуют. Например, современная информационная война направлена на их создание.
>> В мифах герой не являлся человеком.
УдалитьМифы про Одиссея?
>> современная информационная война направлена на их создание
А не противоречит ли это ранее высказанному "В мифах герой не являлся человеком". Путин или Обама полубог? Или они оба? :)
>> В мифах герой не являлся человеком
УдалитьЧуть ранее было сказано "Миф создавался на основе личного опыта". Означает ли это что мифы создавались не человеками? Полубоги среди нас? :)
На всякий случай "не наезда окаянного ради, выяснения истины для" :)
УдалитьВо-первых, мифов про Одиссея нет. Это авторское произведение, где Гомер решил взять на роль главного героя человека.
УдалитьВо-вторых, в древних мифах человек создавал полулюдей-полубогов для создания некой связи между земным миром и небесным. Это свидетельствует о том, что человек поднялся на более высокую ступень развития, пытаясь приблизится к понимания законов природы.
В третьих, миф действительно основывается на личном опыте людей, но немного в другом контексте. Допустим, что древний человек увидел грозу. Он не может объяснить суть этого явления, но понимает, что это разрушительная сила способна принести много вреда. Тем не менее, стремление к познанию заставляет его попытаться обосновать увиденное. Именно поэтому была создана идея о том, что гроза - это гнев богов.
>> в сказках герой сражался и защищал исключительно себя и своих близких
УдалитьИлья Муромец. Кто для него были "свои близкие"?
>> В мифах герой не являлся человеком
УдалитьИдём в начало сообщения в блоге и смотрим на картинку с классификацией мифов (самый правый овал)
>> Во-первых, мифов про Одиссея нет. Это авторское произведение, где Гомер решил взять на роль главного героя человека.
ОтветитьУдалитьТ.е. как только мы каким-то образом определим авторство того или иного мифологического произведения, то в тот же миг миф перестанет быть мифом? (теперь я понимаю почему машина времени не будет построена :)
Раз произведение про Одиссея из-за Гомера не прошло как миф (хотя практически во всех известных мне сборниках мифов Древней Греции он присутствует), тогда другой пример - Сизиф с его камнем и (чтобы отрезать Гомера) его китайский друг У Гун, занимавшийся посадкой деревьев на Луне.
Во-первых, для Илья Муромца была его деревня, его родня земля. Он сражался ради нее.
УдалитьВо-вторых, насколько я знаю, Сизиф страдал после смерти, т.е. он уже не был человеком. Про китайскую легенду ничего сказать не могу, поскольку никогда о ней не слышала.
Угум-с. А Киев был лишь присельем (аналогично "пригороду") села Карачарова. Радиус "родной земли" 1000км ? :)
УдалитьПро Сизифа зачётный отлуп :) Есть над чем подумать: "Является ли труп человека человеком?"
А вот пленение Таната человеком Сизифа (пока он был живым челом) это считается за подвиг во благо человечества?
Про У Гана (У-ган) интересная легенда:
УдалитьВ стародавние времена жил один человек, посвятивший свою жизнь обретению бессмертия. Но вышло так, что он нарушил законы, и за это был наказан Небесным владыкой, который велел ему срубить коричное дерево, что растет на Луне. Надо сказать, что дерево это в высоту имеет пятьсот чжанов (примерно 1.5км), да к тому же обладает волшебной силой. И вот, добравшись наконец до Луны, У Ган понял, что задача ему предстоит не из легких. Дерево было очень прочное и поддавалось с трудом, но, что еще хуже — всякий раз на месте отрубленного кусочка вырастал новый. Так и стал У Ган бессмертным.
Так что мало того что У Ган человек (в смысле живой :), так он ещё и бессмертен пока не срубит своё дерево