воскресенье, 20 сентября 2015 г.

Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях

Мифологическое сознание древнего человека


  • Слово "миф" происходит от греч. mythos - сказание, предание. Однако, миф не является сказкой. Во-первых, рассказчик искренне верил в правдивость мифа. Во-вторых, в сказках герой сражался и защищал исключительно себя и своих близких. В мифах же герой выступал защитником всего человечества, готовым отдать жизнь за его благополучие.
  • Мифологические сознание проявляет себя как восприятие окружающего мира без разделения его на внешнее и сущее, на реальность и видимость. Все, что влияло на разум и чувства человек, было реальным.
  • Мифы создавали люди, основываясь на своем личном опыте.

Древнеиндийская философия

  • Первым религиозно-философским источником выступала ведическая литература ("веда" - знание). В них мир представлял собой противоборства Хаоса и Космоса, а боги олицетворяли природные силы.
  • Позднее появилась другая группа текстов - Упанишады. В этих текстах впервые было упомянуты идеи о реинкарнации и о карме.
V в. до н. э. - появление буддизма (религией без Бога). Основателем стал Сиддхартха Гаутама, который проповедовал преодоление желаний ради познания самого себя.

Древнекитайская философия

  •  Даосизм - направление древнекитайской философии, крупнейшим представителем которого был Лао-Цзы. Сторонники даосизма считали, что человек занимает срединное положение в мире и должен стремиться преодолеть расколотость мира на темное начало ("инь") и светлое начало ("ян").
  •   Конфуцианство - направление древнекитайской философии, основоположником которого стал Конфуций. Это учение было тесно связано с земными проблемами.

12 комментариев:

  1. Прикольная связка:
    - Миф создавался на основе личного опыта
    - В мифах же герой выступал защитником всего человечества
    Означает ли это что "древний человек = защитник человечества"?

    Существуют ли мифы в современности? Т.е. если я сегодня создам нечто, то можно ли считать это мифом? (к вопросу о терминах)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В мифах герой не являлся человеком. Он обладал каким-то сверхъестественным для обычного смертного умением. Часто в виде героев выступали полубоги.

      Безусловно, в современном мире мифы существуют. Например, современная информационная война направлена на их создание.

      Удалить
    2. >> В мифах герой не являлся человеком.
      Мифы про Одиссея?

      >> современная информационная война направлена на их создание
      А не противоречит ли это ранее высказанному "В мифах герой не являлся человеком". Путин или Обама полубог? Или они оба? :)

      Удалить
    3. >> В мифах герой не являлся человеком
      Чуть ранее было сказано "Миф создавался на основе личного опыта". Означает ли это что мифы создавались не человеками? Полубоги среди нас? :)

      Удалить
    4. На всякий случай "не наезда окаянного ради, выяснения истины для" :)

      Удалить
    5. Во-первых, мифов про Одиссея нет. Это авторское произведение, где Гомер решил взять на роль главного героя человека.
      Во-вторых, в древних мифах человек создавал полулюдей-полубогов для создания некой связи между земным миром и небесным. Это свидетельствует о том, что человек поднялся на более высокую ступень развития, пытаясь приблизится к понимания законов природы.
      В третьих, миф действительно основывается на личном опыте людей, но немного в другом контексте. Допустим, что древний человек увидел грозу. Он не может объяснить суть этого явления, но понимает, что это разрушительная сила способна принести много вреда. Тем не менее, стремление к познанию заставляет его попытаться обосновать увиденное. Именно поэтому была создана идея о том, что гроза - это гнев богов.

      Удалить
    6. >> в сказках герой сражался и защищал исключительно себя и своих близких
      Илья Муромец. Кто для него были "свои близкие"?

      Удалить
    7. >> В мифах герой не являлся человеком

      Идём в начало сообщения в блоге и смотрим на картинку с классификацией мифов (самый правый овал)

      Удалить
  2. >> Во-первых, мифов про Одиссея нет. Это авторское произведение, где Гомер решил взять на роль главного героя человека.
    Т.е. как только мы каким-то образом определим авторство того или иного мифологического произведения, то в тот же миг миф перестанет быть мифом? (теперь я понимаю почему машина времени не будет построена :)

    Раз произведение про Одиссея из-за Гомера не прошло как миф (хотя практически во всех известных мне сборниках мифов Древней Греции он присутствует), тогда другой пример - Сизиф с его камнем и (чтобы отрезать Гомера) его китайский друг У Гун, занимавшийся посадкой деревьев на Луне.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Во-первых, для Илья Муромца была его деревня, его родня земля. Он сражался ради нее.
      Во-вторых, насколько я знаю, Сизиф страдал после смерти, т.е. он уже не был человеком. Про китайскую легенду ничего сказать не могу, поскольку никогда о ней не слышала.

      Удалить
    2. Угум-с. А Киев был лишь присельем (аналогично "пригороду") села Карачарова. Радиус "родной земли" 1000км ? :)

      Про Сизифа зачётный отлуп :) Есть над чем подумать: "Является ли труп человека человеком?"

      А вот пленение Таната человеком Сизифа (пока он был живым челом) это считается за подвиг во благо человечества?

      Удалить
    3. Про У Гана (У-ган) интересная легенда:
      В стародавние времена жил один человек, посвятивший свою жизнь обретению бессмертия. Но вышло так, что он нарушил законы, и за это был наказан Небесным владыкой, который велел ему срубить коричное дерево, что растет на Луне. Надо сказать, что дерево это в высоту имеет пятьсот чжанов (примерно 1.5км), да к тому же обладает волшебной силой. И вот, добравшись наконец до Луны, У Ган понял, что задача ему предстоит не из легких. Дерево было очень прочное и поддавалось с трудом, но, что еще хуже — всякий раз на месте отрубленного кусочка вырастал новый. Так и стал У Ган бессмертным.

      Так что мало того что У Ган человек (в смысле живой :), так он ещё и бессмертен пока не срубит своё дерево

      Удалить