суббота, 3 октября 2015 г.

Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время

Средневековые представления о человеке и обществе

Особенности средневековой философии

  • Теоцентризм мировоззрения;
  • Главенствование принципа креационизма;
  • В основе мирового порядка лежит принцип провиденциализма;
  • Развитие символизма;
  • Познание мира через Божественное откровение.


    Патристика - учения, выработанные отцами церкви, которые стали основополагающими для христианского мировоззрения.
    Схоластика - стремиться осмыслить и рационализировать окружающую человека действительность. Важнейшая проблема: проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта.

    Патристику и схоластику объединяет понимание человеком Бога. Он предстает перед ним как нечто недостижимое, невероятное. Одним из основных учений является то, что к Богу приближает только вера.

    Изменение взглядов на человека

    • произошел переход от "культа красоты человека";
    • человек стал социальным существом,и для которого жизнь в обществе - необходимое условие самореализации;
    • философы утверждали, что человек - венец творения;
    • человек - это образ и подобие Бога.

    Новый взгляд на политику и государство



  • Н. Макиавелли считал, что цель политики - это приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства, а правитель стоит выше морали и права.
  • Т. Гоббс считал, что природа человека неизменна, внеисторична; только сильное государство, где верховный правитель может в общественных интересах распорядится даже жизнью отдельного человека, способно положить конец "войне всех против всех"; начало такому государство положит договор, согласно которому каждый откажется от своей свободы в пользу государства.
  • Дж. Локк выдвинул идею разделение законодательной и исполнительной власти.
  • Ш. Монтескье сделал вывод о необходимости выделения судебной ветви власти.

  • Просвещение: вера в разум и прогресс

    • Вольте утверждал, что "из всех живых существ человек наиболее совершенен"; критиковал религий и отрицал существование загробной жизни.
    • Ж.-Ж. Руссо критиковал современную "цивилизацию неравенства"; был сторонником социального равенства; считал, что человек по своей природе добр, но город портит его натуру; призывал человека вернуться назад к природе.

    Становление общественных наук

    Основные положения учения меркантилистов:
    • Источник богатства - деньги;
    • Главная сфера экономики - внешняя торговля и промышленность, производящая товары для международной торговли;
    • Роль государства - контролирование экономической деятельности.

    Основные положения учения физиократов:

    • Источник богатства - плодородная земля и ее продукт;
    • Главная сфера экономики - сельскохозяйственное производство;
    • Роль государства - невмешательство в сельское хозяйство.

    Основные положения английской школы политэкономии:

    • Источник богатства - производительный труд;
    • Главная сфера экономики - все сферы производительного труда;
    • Роль государства - рыночный механизм регулирования.

    Справедливое общество и пути к нему

    • Т. Мор и Т. Кампанелла развили свои взгляды на общественной устройство, которое стали называться утопическими.
    • А. Сен-Симон и Ш. Фурье обрисовали желаемую перспективу развития общества, путь к которому лежал через развитие производства, науки, просвещения народа. 

      Марксистское общество

    1. Капиталист богатеет.
    2. Рабочий беднеет.
    3. Капиталистическая эксплуатация.

    2 комментария:

    1. Александра, мне очень приятно, что Вы — одна из немногих, кто в 10БВ меня услышал и работает в электронной тетради в системе (вчера, когда проверяла, уже готова была потерять веру в человечество, как тут Ваша тетрадь по списку оказалась). Однако ещё раз обращаю Ваше внимание на требования к ведению. На этот раз — по содержанию постов. Конечно, если Вам удобно иметь в тетради краткий конспект — пожалуйста. Но простой копипаст не приводит к долговременному усвоению материала. Надо работать с информацией, систематизировать её, визуализировать.

      ОтветитьУдалить
    2. Действительно, запоминать огромные пласты текста крайне трудно, поэтому я пытаюсь записать его тезисно. Последовав вашему совету, я попытаюсь как-то разнообразить свой конспект схемами и картинками.

      ОтветитьУдалить